Введен в эксплуатацию первый советский атомный реактор Ф-1. Реактор сразу после старта активно использовался для обучения советских физиковядерщиков. Практические занятия на первом реакторе проводили специалисты, которые его собирали и запускали: И.С. Панасюк, Б.Г. Дубовский, И.В. Мостовой, Е. Н. Бабулевич. В октябре 1947 года на реакторе была обучена первая группа инженеров управления работой атомного реактора.
28 июня начинается серийный выпуск автомобиля «Победа» (ГАЗ-М-20), первого в СССР автомобиля с несущим кузовом. Автомобиль выпускался на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) с 1946 по 1958 годы.
«Победа» — один из первых в мире массовых серийных автомобилей с несущим 4-дверным кузовом понтонного типа, у которого не было отдельных крыльев, подножек и фар. Выпускался в различных модификациях, в том числе и с открытым кузовом типа «кабриолет».
Сразу после войны начался резкий рост всего городского хозяйства Москвы и Московской области, и газотранспортная система не была здесь исключением. Самоотверженным трудом газовиков столицы было создано уникальное газовое хозяйство, отвечающее самым современным требованиям.
Строительство газопровода «Саратов — Москва»
Главной задачей было обеспечение столицы природным газом, и здесь трудно переоценить роль первого магистрального газопровода «Саратов — Москва». Топливный вопрос для Москвы в послевоенные годы действительно стал одним из самых острых. Поэтому Государственный комитет обороны СССР (ГКО) принял решение в течение 1945 года построить газопровод природного газа, поступающего из саратовского месторождения. Значение строительства магистрального газопровода для Москвы было огромно: должно было расшириться бытовое и промышленное применение газа, а это, в свою очередь, оздоровляло воздушный бассейн столицы. Строительство магистрального газопровода «Саратов — Москва» планировалось еще до войны. Увы, война прервала эту работу, но уже в 1945 году эта гигантская стройка заняла одно из первых мест среди крупных строек послевоенной пятилетки.
Газопровод «Саратов — Москва» — это грандиозное сооружение, длина которого составляет 843 километра. Он проходит через Саратовскую, Пензенскую, Тамбовскую, Рязанскую и Московскую области. С вводом этого газопровода ресурсы газа для Москвы увеличились в пять раз! Для этого в 1945 году в столице проложили около 100 километров основных газовых сетей,не считая домовых вводов и разводок внутри зданий. Речь шла и о проведении строительно-монтажных работ, связанных с переоборудованием топок котельных, жилых домов, бань, прачечных, хлебозаводов, лечебных учреждений и других потребителей с установкой в них газовой аппаратуры.
Стратегическая стройка требовала оснащения узловых компрессорных станций необходимыми комплектующими. Перед заводом была поставлена комплексная задача: проектирование,
внедрение и дальнейшее производство всего необходимого газового оборудования. Широкая номенклатура включала: горелки для котельных, регуляторы давления, газовые вентили разных типоразмеров.
Под руководством первого директора нашего завода Т.С. Ольцетана на предприятии создаётся полный технологический цикл, включающий литейный, механический и сборочный цеха, вспомогательные подразделения и структуру управления. В первые годы формируется коллектив профессионалов: главный инженер Ф.С. Ковыльсков (начал работу ещё в составе «Красного коваля»), сменивший его А.А. Миркин, заместитель директора по снабжению А.И. Иванов, главный бухгалтер А.М. Костин, начальники технологического и планово-производственного отделов Н.П. Горячев и Г.Л. Гинзбург, начальники цехов А.П. Владимиров, В.Я. Бауков, Н.П. Мокшин, В.Н. Копченко.
Сложные задачи требуют пропорциональных усилий: коллектив предприятия встаёт на «стахановскую» вахту, выполняя по три трудовых нормы в день. Это позволяет в кратчайшие сроки освоить производство горелок для котлов, печных (бытовых) горелок. Уже в 1946-ом выпущено рекордное количество регуляторов давления РД-4 и РД-2 (75 штук). Природный газ в рекордные сроки достиг своего адресата — московские ГЭС-1 и ГЭС-2 (Государственные тепловые электростанции) получили энергию саратовского газа.
Сегодня трудно даже вообразить, какого неимоверного напряжения усилий требовало строительство огромного объекта «с нуля»... Но дело было сделано — 11 июля 1946 года в строй вступил газопровод «Саратов —Москва».