Поступательное развитие сложной с инженерной точки зрения газовой системы региона и страны невозможно без инновационных и экспериментальных разработок,которые, в свою очередь, требуют надёжной научной базы. Ещё в 1958 в Саратове был образован Государственный научно-исследовательский и проектный институт по использованию газа в народном хозяйстве «Гипрониигаз». Сотрудничество с ведущим региональным производителем газового оборудования, начало которому было положено в 1960 году, стало логичным, а по словам многих старожилов, неизбежным этапом развития обеих организаций.
Совместно с «Гипрониигаз» разработаны экспериментальные изделия, многие из которых в дальнейшем были запущены в серийное производство. Инновационное оборудование предназначалось для бытового использования, для газонаполнительных станций (ГНС) и для газовых хозяйств. Модельная линейка «Газаппарата» в 1960 году дополняется такими изделиями, как регулятор «РДУК-2-100 экспериментальный». Этот прибор будет «поставлен на поток» в 1963 году.
Постоянное сотрудничество с Институтом — это регулярные задачи повышенной сложности. Для выполнения такой сложной работы выбраны лучшие. Организуется экспериментальный участок в составе 7 рабочих: А.М. Давыдова, П.И. Ефремова, В.Н. Коннова, М.А. Лебедева, С.П. Пименова, С.А. Тимченко, Д.И. Юдина. Именно эти высококлассные мастера собирают первые образцы новой техники и непосредственно участвуют в развитии экспериментального направления в деятельности предприятия.
Индустрия постоянно требовала решения актуальных задач: модернизации оборудования, внедрения новинок, автоматизации процессов, сокращения трудозатрат и сроков производства. Каждая ситуация предполагала разработку сложных систем «с нуля»:«Гипрониигаз» разрабатывал чертежи, а на заводе изготавливался опытный образец. Проверяла результаты специальная комиссия, которая и давала разрешение на серийный выпуск.
Установка для откачки больших объемов конденсата из подземных емкостей АЦТ-8-130 (УОК) на шасси автомобиля «ЗИЛ»
Газификация населённых пунктов разного масштаба продолжает возглавлять список актуальных задач народного хозяйства Саратовской области. Основным транспортером энергоносителя всё ещё остаются баллоны. Их заправка в 1961 году — сложный, трудоёмкий и опасный процесс. Для снижения трудовых и временных затрат на ГНС в процессе заполнения баллонов (для автоматизации процесса) «Гипрониигаз» разработал документацию, и на территории «Газаппарата» была возведена автоматизированная установка наполнения газа — УНБ. Вскоре она была была модернизирована.
Почти все разработки подобного рода были направлены на автоматизацию тех или иных рабочих процедур. В качестве примера можно назвать специализированную линию для окраски баллонов и «покрасочные» станки для нанесения на баллоны столь привычной надписи «ПРОПАН». Также в начале шестидесятых была построена технологически надежная установка для отвинчивания (и завинчивания) запорных устройств баллонов (УОВ), конструкция которой позволяла быстро и без особых усилий заменить неисправный кран. Отдельно для проведения испытаний новых изготовленных баллонов был разработан стенд гидроиспытаний газовых баллонов (СГБ).
Среди многочисленных нововведений «эпохи инноваций» нужно отметить установку на базе автоцистерны АЦТ-8-130 (УОК), чаще всего она монтировалась на шасси легендарного автомобиля «ЗИЛ». Этот «газомобиль» занимался откачкой больших объемов кон- денсата из подземных ёмкостей. В ходу были и модели попроще – ручные установки для откачки конденсата (УОКР-04), их использовали для относительно небольших объемов конденсата.
Из воспоминаний главного специалиста технического отдела Анатолия Дмитриевича Осокина:
На протяжении многих десятилетий работа института и завода была настолько тесной, что обсуждение текущих разработок выходило за рамки кабинетов, разговоры велись уже и после работы, дружили и руководители,и конструктора, и главные инженеры. На заводе работали очень грамотные специалисты, такие как Александр Михайлович Балаев или Валентина Павловна Похмельнова, которая заведовала сектором нестандартных изделий